Результат вашей работы никому не нужен

Проблема современной итеративной разработки и поддержки продуктов.

Начнём, пожалуй, с древнего видео про обновление факин-windows-тен.

Да, безусловно, это грубейшая ошибка—перезагружать компьютер, просто потому, что компьютеру так хочется. Заметьте ещё одну деталь:

Человеку не нужна новая версия, у него и так всё работает.

Спросите в команде, которая (дада, простигосподи) сидит на фотошопе. Какая у кого версия? Уверен, будет разброс начиная от CS5. Этой версии 6 лет. У кого-то сын в школу пошёл. Ничего, человек работает, и ему всё равно, какие буквы на заставке.

Ситуация с обновлением софта дошла до такого абсурда, что даже разработчикам стало лень описывать своё обновление: bug fix and improvements, всё. Месяц работы прошёл, что делали? Ну, что-то да делали, развивали продукт.


Тысячи, вероятно, миллионы людей сидят по всему миру и занимаются развитием и поддержкой продуктов. В твиттере ~80 дизайнеров, и они все вроде как ежедневно работают. Возможно, и я в это даже верю, им нравится их работа, но согласитесь:

Многие выпускают новые версии продуктов просто потому, что потеряют работу, если перестанут это делать.

В подразделении Symbian сидело несколько тысяч человек. И все они приходили ежедневно в офис явно не только для того, чтобы попить чай. Всех их, как мы помним, благополучно разогнали пить чай дома.


После очередного обновления windows 10 у меня в течение месяца не запускались новые версии приложений почты и календаря. Это мои ежедневные инструменты для работы. Примечательно, но если я сейчас включу старенькую нокию—она будет принимать и отправлять письма. Просто потому, что бесконечным развитием протокола IMAP вроде бы никто пока не занимается.

Недавная версия iOS у многих превращала айфоны в кирпич.

Я вижу, как люди сознательно отключают автоапдейт—и всё почему:

Люди боятся, что новые версии всё сломают.

Это относится не только к железу. Обновляя софт, веб, приложения, мы зачастую заставляем людей ломать их привычки, потому что по-старому уже не работает. Делай по-новому, раньше плохо было, мы придумали.


Заставить покупать новый айпод было просто: уже после распаковки его зеркальная задняя поверхность царапалась одним прикосновением пальца. Теперь всё ещё проще: с каждым новым выходом iOS старые айфоны начинают безбожно тормозить.

Человек не поленился и сравнил iOS 6 и iOS 9 на одном и том же устройстве:

Как видно, на iOS 6 по-прежнему прекрасно отправляются письма и смски, так же прекрасно звонится и работают приложения. iOS 6 банально быстрее во всём, нежели iOS 9.

Новыми версиями успешно достигается запланированное старение железа.

Воткни я сейчас радиолу Латвия в розетку у деда в деревне—она будет играть мне вполне современную музыку. Без шипений и тормозов. Ведущий радио не скажет, что моя радиола не поддерживается и устарела.


Эффективная сложность

Владимир Пирожков однажды озвучил интересную гипотезу об эффективной (оптимальной) сложности:

Напёрсток можно сколь угодно совершенствовать, делать мягкую подложку под палец внутри, сверхтонкий лёгкий и прочный корпус из карбона, но всё это не имеет смысла. Следующий шаг не нано-напёрсток, а швейная машинка.

Большинство современных продуктов почти сразу после старта достигают предела эффективной сложности.

АК47 до сих пор крайне популярен в мире, именно потому, что больше всех приблизился к пределу эффективной сложности в сравнении с любым другим автоматическим оружием.

Cколько на самом деле полезных функций выполняют ваша новая машина, новый телефон, новый компьютер, новый планшет, новое приложение по вызову такси, которые не могли выполнить старые вещи? Потребление постепенно перестаёт быть культом, и люди всё чаще задают себе такие вопросы.

Что делать?

Всё, по домам? Конечно, нет.

Очевидно, что итеративная разработка необходима, когда мы создаём и развиваем продукт. Важно понять и попытаться остановиться, когда мы уже развили его достаточно. В booking.com, насколько мне известно, каждое обновление откатывают обратно, если за сутки после него падает средний оборот. Значит ли это, что booking—пример идеального по сложности продукта? Думаю, нет.

Гипотеза такова:

Если фича приносит меньше денег, чем потрачено на её разработку и это становится тенденцией—значит мы достигли предела эффективной сложности.

По сути, после прохождения этой точки мы просто работаем, чтобы работать, чтобы не потерять работу, чтобы люди видели, что наш продукт жив.


У многих родители были инженерами. Это была довольно престижная и высокооплачиваемая профессия. Казалось, что инженеры нужны всем, и всегда они будут кататься в масле. Время показало обратное. Эпоха кончилась, масло тоже.

Дизайнеры продукта и есть современные инженеры: мы получаем гору (пускай горки) бабла, и кажется, что это навсегда. Это не так. Чтобы горки не кончились, пора придумывать как от напёрстка перейти к швейной машинке.

Share