Результат вашей работы никому не нужен

Проблема современной итеративной разработки и поддержки продуктов.

Начнём, пожалуй, с древнего видео про обновление факин-windows-тен.

Да, безусловно, это грубейшая ошибка—перезагружать компьютер, просто потому, что компьютеру так хочется. Заметьте ещё одну деталь:

Человеку не нужна новая версия, у него и так всё работает.

Спросите в команде, которая (дада, простигосподи) сидит на фотошопе. Какая у кого версия? Уверен, будет разброс начиная от CS5. Этой версии 6 лет. У кого-то сын в школу пошёл. Ничего, человек работает, и ему всё равно, какие буквы на заставке.

Ситуация с обновлением софта дошла до такого абсурда, что даже разработчикам стало лень описывать своё обновление: bug fix and improvements, всё. Месяц работы прошёл, что делали? Ну, что-то да делали, развивали продукт.


Тысячи, вероятно, миллионы людей сидят по всему миру и занимаются развитием и поддержкой продуктов. В твиттере ~80 дизайнеров, и они все вроде как ежедневно работают. Возможно, и я в это даже верю, им нравится их работа, но согласитесь:

Многие выпускают новые версии продуктов просто потому, что потеряют работу, если перестанут это делать.

В подразделении Symbian сидело несколько тысяч человек. И все они приходили ежедневно в офис явно не только для того, чтобы попить чай. Всех их, как мы помним, благополучно разогнали пить чай дома.


После очередного обновления windows 10 у меня в течение месяца не запускались новые версии приложений почты и календаря. Это мои ежедневные инструменты для работы. Примечательно, но если я сейчас включу старенькую нокию—она будет принимать и отправлять письма. Просто потому, что бесконечным развитием протокола IMAP вроде бы никто пока не занимается.

Недавная версия iOS у многих превращала айфоны в кирпич.

Я вижу, как люди сознательно отключают автоапдейт—и всё почему:

Люди боятся, что новые версии всё сломают.

Это относится не только к железу. Обновляя софт, веб, приложения, мы зачастую заставляем людей ломать их привычки, потому что по-старому уже не работает. Делай по-новому, раньше плохо было, мы придумали.


Заставить покупать новый айпод было просто: уже после распаковки его зеркальная задняя поверхность царапалась одним прикосновением пальца. Теперь всё ещё проще: с каждым новым выходом iOS старые айфоны начинают безбожно тормозить.

Человек не поленился и сравнил iOS 6 и iOS 9 на одном и том же устройстве:

Как видно, на iOS 6 по-прежнему прекрасно отправляются письма и смски, так же прекрасно звонится и работают приложения. iOS 6 банально быстрее во всём, нежели iOS 9.

Новыми версиями успешно достигается запланированное старение железа.

Воткни я сейчас радиолу Латвия в розетку у деда в деревне—она будет играть мне вполне современную музыку. Без шипений и тормозов. Ведущий радио не скажет, что моя радиола не поддерживается и устарела.


Эффективная сложность

Владимир Пирожков однажды озвучил интересную гипотезу об эффективной (оптимальной) сложности:

Напёрсток можно сколь угодно совершенствовать, делать мягкую подложку под палец внутри, сверхтонкий лёгкий и прочный корпус из карбона, но всё это не имеет смысла. Следующий шаг не нано-напёрсток, а швейная машинка.

Большинство современных продуктов почти сразу после старта достигают предела эффективной сложности.

АК47 до сих пор крайне популярен в мире, именно потому, что больше всех приблизился к пределу эффективной сложности в сравнении с любым другим автоматическим оружием.

Cколько на самом деле полезных функций выполняют ваша новая машина, новый телефон, новый компьютер, новый планшет, новое приложение по вызову такси, которые не могли выполнить старые вещи? Потребление постепенно перестаёт быть культом, и люди всё чаще задают себе такие вопросы.

Что делать?

Всё, по домам? Конечно, нет.

Очевидно, что итеративная разработка необходима, когда мы создаём и развиваем продукт. Важно понять и попытаться остановиться, когда мы уже развили его достаточно. В booking.com, насколько мне известно, каждое обновление откатывают обратно, если за сутки после него падает средний оборот. Значит ли это, что booking—пример идеального по сложности продукта? Думаю, нет.

Гипотеза такова:

Если фича приносит меньше денег, чем потрачено на её разработку и это становится тенденцией—значит мы достигли предела эффективной сложности.

По сути, после прохождения этой точки мы просто работаем, чтобы работать, чтобы не потерять работу, чтобы люди видели, что наш продукт жив.


У многих родители были инженерами. Это была довольно престижная и высокооплачиваемая профессия. Казалось, что инженеры нужны всем, и всегда они будут кататься в масле. Время показало обратное. Эпоха кончилась, масло тоже.

Дизайнеры продукта и есть современные инженеры: мы получаем гору (пускай горки) бабла, и кажется, что это навсегда. Это не так. Чтобы горки не кончились, пора придумывать как от напёрстка перейти к швейной машинке.

Share

Эволюция

Прямая речь Артура Арсенова, основателя компании. Привет, человек. Такое дело. Я же дизайнер, работаю уже более десяти лет. И каждый раз собственный сайт для меня был веселым событием, полным боли, страдания и разочарований.
Прямая речь Артура Арсенова, основателя компании.
31.05.2016
 

Привет, человек. Такое дело. Я же дизайнер, работаю уже более десяти лет. И каждый раз собственный сайт для меня был веселым событием, полным боли, страдания и разочарований.

По секрету – я наслышан, что это не только у меня, даже большие братья не всегда быстро и круто решают задачу сапожника с сапогами. Мне тут рассказали, что одно очень большое и международное агентство делало себе сайт 6 лет.

Есть, конечно, на это объективные причины, у меня всегда находилось время на сайт только тогда, когда работы не было или я искал новую.

Так появились почти все версии сайта looi.ru.

Но случилось чудо.
Я открыл студию.

С сайтом с самого начала все было весьма весело.

2009 – год мой первый сайт, я собрал его в программе от эппл для сайтов, айсайт или что-то такое. Тогда я мнил себя иллюстратором и великим писателем и работал на фрилансе. Сайт – говно, но главное в нем было то, что придумалось Looi – слово без смысла и значений, которое я понял – буду наполнять смыслами всю дальнейшую жизнь. 

В 2010 году я освоил хтмл и сделал уже что-то больше про текст. Все так же работал на фрилансе и к тому моменту уже мог делать флеш и смело заявлял о том, что могу делать и его за деньги. Все еще я заигрывал с текстами. Уже больше понимал свою работу не в иллюстрациях, а уже ближе к дизайну интерфейса и веба. С этим сайтом я наверянка многим из вас уже писал на вакансии и хотел найти более серьезную работу. Мне много отказывали, может быть даже вы. 

А к концу года я наконец-то понял, что я не творец, а ремесленник. Отнесся более серьезно к текстам и убрал все лишнее. В этом виде мой сайт существовал еще до начала 2013 года. 

К сожалению, веб архив показывает гамму и лого 13 года.

Где-то между тем я еще сделал себе сайт на карго. Забросил и не обновлял годами. 

Ниже – путь еще моих личных логотипов до момента основания студии.

                          

 

Итоговая версия 2013 года.

В течение времени с 2011 по 2013 года сайт постоянно менялся и модернизировался мной, я познавал таинства подключений разных сервисов, с наводки Людвига Быстроновского разметил якорями портфолио. Тогда появилась еще одна важная традиция. Каждый год я делал новое лого, иногда звал друзей сделать мне лого, менял цветовую гамму сайта и делал себе новые визитки. 

Ушла ссылка на фриланс, как и мой профиль, который я там удалил. 

Было забавно наблюдать как менялся отклик к портфолио, которое не обновлялось, от людей с рынка. От крайне негативных до принятия и уважения к средним в целом работам :) 

Жаль, не нашел логотипов от Саши Карачинского, он сделал две очень клевые версии, которые недолго, но я все же использовал. 

Где-то в 2012 году я начал работать с Костей Копыльцовым, и мы сделали Полониум Артс одним из сильнейших игроков рынка на тот момент. Амбиции по собственному сайту я воплотил на Костином и придумал тогда наиболее четко характеризующий слоган про профессиональную деятельность компании подрядчика. 

«Проектируем эмоции, решаем задачи бизнеса» — так и повелось. И сейчас считаю крайне важным эмоциональный отклик от использования продуктов и услуг.

Эра полониума продлилась не очень долго, чуть больше года, и наступил тот момент, когда надо было идти дальше. И как-то логично мне показалось начать делать проекты полностью уже самому. 

Благо пять лет фриланса, несколько лет работы в лучших компаниях России в позициях от дизайнера, арт-директора, креативного директора, директора по продукту давали мне уже четкое понимание, что и как нужно делать. Что именно нужно клиентам и рынку.

В один момент ко мне, ушедшему из Полония, пришли Билайн и 1с. Им надо было сделать клевые продукты. Я горел мечтой делать собственные продукты на деньги от клиентских и ввязался еще и в стартап.  

Но главное – решение. В какой-то момент я понял, что не могу делать студию и работать еще где-то. Мы ждали сына. Я был без второй работы, которая кормила мои скромные проекты. А еще я не мог ходить, немного.

Странно, но чем сильнее на меня давление обстоятельств, тем смелее и решительнее я. Нужда – это не про меня. Про меня – пиздец, который надо превратить в порядок.

Осенью 2013 года, спустя полгода существования студии как предприятия, я принял важнейшее решение в своей жизни.

Быть предпринимателем, открыть студию и все свое время посвятить ей.

Кстати, первый сотрудник зашел в наш первый офис 21 февраля 2013 года, этот день я считаю днем рождения студии. Привет опять Радомир, я еще года два можно тебя попинаю?

Часть вторая сайт студии.

Открыть студию было логичным решением. Я на тот момент понял, что хочу делать, и мне надо было иметь полный контроль над всем. Знать точно, что именно я отвечаю за то, что я делаю.

Еще в 2009 году я написал в резюме на моем круге в профессиональных целях: «Господство над вселенной в хорошей компании. Расти, развиваться.»

Это стало одним из сложнейших путей в моей жизни. Поработав в лучших местах этой страны, я понял, хорошую компанию надо собрать самому.

«Как назвать студию?» — спросил я себя.

Именно для этого я придумал Looi, слово без смыслов, готовое вобрать в себя любые смыслы, которые я посчитаю нужными. Потому мой личный сайт просто закрылся и открылся сайт студии.

В тайтле я написал: «Looi — теперь студия».

Началась новая эра логотипов студии. А первым лайком в списке фейсбука была ссылка на наше портфолио на бихансе. 

Теперь не было меня, появились мы.

И это чудесный путь.

Первые сданные проекты я просто дописывал прямым текстом внизу, просто ссылкой на сданные проекты.

Вот к такому виду сайт пришел в 2014 году.

Тайтл гласил: «Луй артс как лукас артс, только про дизайн.»

Чуть позже уже мы доросли до наглости сделать свой сайт, это был великий труд, и спасибо большое Игорю Степахину и Илье Орлову, что он появился. 

Копирайтинг тоже Игоря, он клево пишет. Лого я нарисовал сам, в последний раз.

С этим сайтом мы жили 2014-2016 года. 

Из смешного, офиса у нас какое-то время не было вообще, потому адресом нашего офиса был мой дом. А встречи я проводил неподалеку, в Корреасе. 

Опять появился новый лого. Из традиции - каждый год новый стиль и лого - появилась стратегическая задача каждый год делать это не просто в угоду непостоянству, а для того, чтобы на своей шкуре угадывать будущее, показывать своим примером, что мы развиваемся вместе с миром. Что мы не за устойчивый мир, а поддерживать эволюцию. В том числе и нашего сайта. 

Мы заложили это в днк компании, и я уверен, через 10-20 лет это позволит нам сохранить тот дух компании, что есть сейчас, думать о будущем и творить. 

Отдельной историей шло то, как мы делали фотки для сайта, начали с клевого фотографа, фоток в лофте, Игорь по скайпу артдирил фотосессию, а вышло говно.

Потом он придумал клевый гайд по фоткам на айфон.

На этом гайде удалось при наличии белой двери или холодильника, фильтров VSCO и айфона со вспышкой добиться клевого аутентичного стиля фотографий.  

Далее случилось странное, мы сделали новый логотип и нарисовали сайт 2015 года. Но он не увидел свет. Так и оставшись на тестовом домене.

Логотип уже нарисовал Саша Контарев. 

С этим логотипом мы выпустили визитки, в нескольких итерациях. О них я расскажу в рамках следующей серии о наших визитках. Их тоже было несколько поколений. До сих пор на встречах у меня у менеджеров они могут быть разные. И это даже весело. Всегда можно рассказать потенциальному клиенту на встрече историю о аджайле и почему у нас такие принципы. 

Анимировал этот лого Витя Соколов

 

Сайт 2015 года должен был стать фейслифтом, его дизайн я получил уже угрозой увольнения и постоянными стрессами внутри команды. Видимо оттого дитя боли не появилось на свет. 

К 2015 году мы пришли сильно выросшими, нас было уже около 30 человек, в компании было три подразделения, сама студия, игровой продакшен и юридический. 

Ссылку на описание наших услуг я так же рассылал по смс, мессенджерам и скайпам клиентам. 

Потому старый сайт тормозил наше развитие. А нового как-то не вышло. Оказалось слишком много работы и очень интересные клиенты. Кризисы роста и управления. В общем, не до сайта было нам. А жаль.

И это не совсем правда. К концу 2015 года у нас пошла вторая волна, было еще несколько версий в дизайне. 

От Юли Кондратьевой, про людей, которые делают нашу компанию и проекты (гиф).

Еще одну концепцию по сайту сделал Ануар Жумаев. 

Наиболее близкая к тому, что хотелось, но не доделалось.

И вот наступил тот день когда мы анонсируем первые шаги к нашему новому сайту, уже сейчас на looi.ru и looi.co, а также в нашей группе на фейсбуке вы можете увидеть новый стиль компании. 

А еще мы выкатили новые главные. 

Сейчас это процесс в динамике, каждую неделю мы будем выкатывать новые страницы, появится адаптив и прочие приятные мелочи. А пока мы гордимся нашими принципами и методологией, разработанной в студии.

Автор дизайна - наш дизайн-директор Дмитрий Тростин, спасибо ему большое за терпение и труд.

Мы наконец-то сделали нормальную навигацию, вытащим наши подразделения на доступный уровень. 

Написали о нашей роли в партнерских отношениях с клиентами студии и публично озвучили наши принципы на электронном граните.

Ошибок много, но не стоит думать, что это конец. Это только начало.

В следующих сериях.

— Фирменный стиль студии.

— Наши презентации, которые работали вместо сайта.  

— Итоговый релиз о сайте.

А вот вам дизайн нашей 404й, которая появится совсем скоро. Там будет тетрис из нашего лого.